Главная > Композитор Аслан Дауров

РАЗДЕЛ НАПОЛНЯЕТСЯ

Аслан Алиевич Дауров (1940–1999) – композитор, педагог, дирижер, публицист, фольклорист, музыкально-общественный деятель.
Аслан Дауров родился 24 июля 1940 года в ауле Хабез Карачаево-Черкесии. С ранних лет он окунулся в мир адыгских преданий, сказаний о нартах. Общался с народными певцами и музыкантами. Познавал национальные обряды адыгов, видел национальные пляски и замечательную джигитовку во время свадеб.
Первым учителем музыки Даурова стал Григорий Иванович Троянов – в прошлом военный капельмейстер. Троянов работал учителем музыки в Хабезской средней школе, создал любительский духовой оркестр, в котором юный Аслан играл на трубе. Троянов учил своих учеников читать ноты, знакомил с выдающимися музыкальными произведениями.
Музыкальное образование Дауров продолжил в Ставропольском музыкальном училище. Вначале он учился по классу трубы, а затем перешел в класс хорового дирижирования.
В годы учёбы в музыкальном училище Аслан пробует свои силы в области сочинительства. Первые песни начинающего композитора записываются на радио и сразу же привлекают внимание слушателей.
Первые успешные шаги в области композиции окрыляют студента музыкального училища Аслана Даурова, он начинает активно создавать песни для национального студенческого ансамбля, которым сам и руководит.
Работая с этим ансамблем и создавая для него репертуар, А. Дауров изучает особенности музыкального фольклора народов Северного Кавказа, которые впоследствии он мастерски использовал в своих сочинениях.
Первые песни, марш «На черкесские темы» для духового оркестра и другие произведения подтвердили незаурядный талант молодого музыканта. Педагоги и товарищи по училищу советуют Аслану Даурову продолжить учебу в консерватории.
Аслан Алиевич поступает в Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского, начинает учиться по классу хорового дирижирования, а затем переходит в класс композиции к известному педагогу и композитору В.Г. Фере.
В консерватории Аслан Дауров занимался у блестящих педагогов Н.П. Ракова, В.Г. Агафонникова, Ю.Н. Холопова и других.
Влияние замечательных музыкантов на духовное и художественное становление Аслана Даурова было огромным. Он формировался как композитор на солидной основе русской композиторской школы.
Молодому музыканту посчастливилось бывать на уроках и концертах видных музыкантов — Г.Г. Нейгауза, М.Л. Ростроповича. Ему довелось учиться вместе со ставшими известными композиторами К. Волковым, О. Галаховым, В. Калистратовым, Ш. Чалаевым, Г. Гладковым, М. Дунаевским, А. Рыбниковым.
В годы учебы в консерватории Аслан Алиевич активно работал в области композиции. Им были написаны вокальные и инструментальные сочинения, многочисленные обработки народных песен. Удивительная деталь, — почти все, что написано А. Дауровым в консерватории, было исполнено, причем известными музыкантами и художественными коллективами, среди которых лауреат международных конкурсов скрипач В. Пикайзен, флейтист А. Корнеев, виолончелист М. Майский, знаменитая камерная певица Н. Дорлиак, народный артист СССР А. Ведерников. Высокую оценку получила в исполнении В. Пикайзена «Черкесская рапсодия» для скрипки с оркестром. Она была записана для фонотеки Всесоюзного радио.
Мастерство, взыскательность, превосходный художественный вкус молодого композитора Аслана Даурова слушатели во всей мере оценили после того, как ознакомились с его хоровым циклом «Пять горских песен». В цикл включены карачаевская, кабардинская, осетинская и грузинская народные песни. Филигранная обработка народных мелодий, их удивительная чистота, прозрачная хоровая фактура — все это принесло циклу видное место в адыгской музыкальной культуре.
Цикл А. Даурова «Пять горских песен» включают в репертуар Московского Государственного хора, который возглавлял мастер хорового искусства В.Г. Соколов, и на Всесоюзном конкурсе молодых композиторов произведению присуждается третье место.
Председателем жюри этого конкурса был выдающийся композитор Г.В. Свиридов. Он, будучи очень скупым на похвалу, после того как услышал хоровой цикл А. Даурова, сказал: «Песни Аслана Даурова чистые и благоуханные...» Большой честью для молодого композитора было получить такую высокую оценку от всемирно известного мастера.
По рекомендации Свиридова Аслан Дауров был принят в члены Союза композиторов еще до окончания консерватории. Такой случай — редкое явление.
По окончании Московской консерватории Аслан Алиевич вернулся в Карачаево-Черкесию. Он становится директором музыкального училища в г. Черкесске. Но через некоторое время молодой композитор решает продолжить образование и поступает в заочную аспирантуру Московской консерватории, где его наставником стал С.А. Баласанян.
В 70–80-е годы Аслан Дауров — в зените творческого вдохновения. Он пишет симфонические, вокальные, инструментальные сочинения, которые прекрасными страницами вошли в музыкальную культуру Карачаево-Черкесии и Северного Кавказа. Среди них — Симфония, «Горский концерт (рапсодия)» для фортепиано с оркестром, концерт для виолончели с оркестром «Чечено-ингушские напевы», широко популярные «Горские симфонические танцы», которые многие годы являются украшением репертуара симфонического оркестра Кабардино-Балкарии.
В 1989 году Аслан Алиевич создает кантату «Аульные песни». По своему художественному воздействию это произведение — одна из вершин в адыгской музыке этого жанра. Особенно трагично звучит одна из частей кантаты — «Дорога на Истамбул», где музыка достигает высокого накала по эмоциональному воздействию на слушателей. Эта часть раскрывает трагедию, безысходность адыгов, которых насильственно выселяют из родных мест. Сколько горя, слез, мольбы в музыке Аслана Даурова, ставшей своего рода памятником сотням тысячам адыгов, погибших на дорогах изгнания.
Аслан Дауров — один из самых ярких композиторов-песенников среди композиторов Северного Кавказа. Его песни «Адыгэ нэмыс», «Саратина», «Увези ты меня при луне», «Когда узнаешь ты» и многие другие широко популярны в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Адыгее, Абхазии.
Аслан Алиевич был творчески связан с Кайсыном Кулиевым, другими поэтами Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи. На их слова композитором написано много замечательных песен, которые широко известны. К. Кулиев назвал А. Даурова «выдающимся горским композитором».
В чем же привлекательность музыки этого талантливого композитора? Прежде всего это национальная почвенность музыки, ясность, демократизм музыкального языка, эмоциональность и динамизм, красота мелодии и гармонии, образность и в то же время большая глубина и тонкость. Не случайно известный петербургский композитор Борис Тищенко обратил внимание на то, что «кажущаяся на первый взгляд простота музыки А. Даурова таит в себе и большие сложности, и также тонкости, которые невооруженным глазом не увидишь...».
Аслана Даурова слушатели всегда тепло принимали. Его авторские концерты проходили в Колонном зале Дома Союзов в Москве, в Сухуми, Нальчике, на Кавказских Минеральных Водах, во Владикавказе, Ставрополе, Майкопе, Черкесске и других городах. Фирмой «Мелодия» выпущено несколько грампластинок с произведениями Аслана Даурова.
Аслан Дауров — автор Гимна Карачаево-Черкесской Республики, а также Гимна Международной Черкесской Ассоциации.
За большой вклад в многонациональную музыкальную культуру Северного Кавказа Аслану Даурову присвоены почетные звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации», «Народной артист Кабардино-Балкарии», «Заслуженный деятель искусств Абхазии». В 1990 году композитору присуждена Государственная премия Российской Федерации.
Имя Аслана Даурова присвоено Карачаево-Черкесскому государственному колледжу культуры и искусств, в котором композитор работал на протяжении многих лет.
Творчество Аслана Алиевича Даурова бесспорно является золотой страницей в музыкальной культуре Карачаево-Черкесии и Северного Кавказа.