Главная > Новости

День памяти Аслана Даурова

8 марта – день памяти композитора Аслана Даурова (1940-1999).

В последнее время иногда можно услышать мнение, что музыка Даурова «не отличается высоким качеством». Причем так высказываются даже профессиональные музыканты, но, как правило, только  начинающие свой путь в искусстве. И у такого мнения есть свои причины.

Первая причина связана с тем, что у А.А. Даурова, как и у большинства композиторов, есть произведения главные, наиболее совершенные, имеющие непреходящую художественную ценность, и есть сочинения менее совершенные.

Наиболее выдающиеся творения Даурова – хоровой цикл «Пять горских песен», вокальный цикл на слова Кайсына Кулиева «Песня горной речушки», Фортепианный концерт, симфоническая лезгинка «Исламей», кантата «Аульные песни», Симфонические картины «Горы и люди», «Черкесские мелодии» для струнного квартета, флейтовая «Сонатина», скрипичная «Черкесская рапсодия».

Все названные вещи трудны для исполнения. Для их исполнения требуется наличие больших профессиональных коллективов, виртуозных солистов.

И поэтому «главная» музыка Даурова, произведения, по которым можно узнать глубину этого автора — звучат сейчас очень редко. А на родине Аслана Алиевича в последние несколько десятилетий эти сочинения вообще не исполнялись. В концертные программы сегодня попадает музыка Даурова «попроще», и иногда это произведения, которые сам композитор даже не считал завершенными. В этом первая причина того, что современная молодежь, по существу, не слышала «настоящего» Даурова.

Вторая причина состоит в том, что огромный архив рукописей композитора сохранился в весьма «плачевном» состоянии. Многие сочинения дошли до нас не в автографах, а переписанными от руки неизвестными музыкантами (часто студентами, которые учились у Аслана Алиевича). В этих рукописных копиях — множество ошибок, которые каждый музыкант при исполнении пытается исправить по-своему.

Так рождаются все новые варианты гармонизаций песен — более привычные современному слуху, похожие на современную эстраду народов Кавказа. И когда такой музыки исполняется много, и из нее составляются программы концертов,  — тогда и появляется миф о Даурове как о «непрофессиональном» авторе.

В оценке созданного Дауровым мы можем опираться на мнения выдающихся музыкантов. К счастью, сохранилась переписка Аслана Алиевича с Георгием Свиридовым (восстановленная на отделении теории музыки благодаря помощи племянника Свиридова – Александра Сергеевича Белоненко). В письмах Свиридов (весьма резкий на оценки современников) отзывается о музыке Даурова с большой теплотой: «Ваши песни чистые, благоуханные, целомудренные и красивые... Так и надо писать!...».

Совсем недавно удалось восстановить и переписку Даурова с композитором Валерием Гаврилиным, есть статья о музыке Даурова, написанная Давидом Тухмановым. Эти мастера подчеркивают оригинальность и большую художественную ценность созданного Дауровым.

Надеемся, что настанет время, когда лучшие, «знаковые» сочинения этого «Певца Кавказа» (или «Кавказского Генделя», как называют Даурова некоторые музыковеды) вновь зазвучат на его родине, открывая нам богатый внутренний мир этого удивительного мастера и мелодиста.

(Белашов Е.В.,2022)